Время бежит, сменяя день за днем, поколение за поколением. Когда я оказалась впервые в этнографическом музее в Новоселках, картины раннего детства всплывали одна за другой. Вот ткацкий станок, с которым познакомила меня бабушка, вот убранство кровати в деревенской избе. Новые технологии яростно стараются вытеснить прошлое, и у них это получается. Мы хватаемся за временное, уничтожая при этом вечное. Но терять свои корни нам нельзя. Вместе с этим мы утратим свою истинно русскую душу.
Именно с этими мыслями начала собирать предметы одежды, сельского быта Валентина Клочкова. Тогда заезжие "купцы" скупали всё за бесценок. Валентина Александровна складировала экспонаты дома. Со временем места становилось всё меньше. Необходимо было отдельное помещение. Решающим моментом для собирательницы старины стал сон, в котором она увидела людей, одетых в старинные наряды. Все они шли к ней в дом. Десять лет назад после семейного совета супруги приобрели дом, решив, что этнографический музей для потомков должен быть обязательно. Начался ремонт на их личные средства. Да и многие знакомые старались помочь финансово. Главным было – взять лучшее и сохранить для потомков! И они сохранили.
Сейчас две комнаты деревенского дома представляют собой своеобразные экспозиции. Это не просто музей. Это кладезь традиций. В одной из половин красуется матушка-печка, рядом – ткацкий станок. Здесь же кухонная утварь. Стены украшают вышитые полотенца. На окнах – "выбитые" занавески. Стены другой украшены платками. Такие были далеко не у каждой русской красавицы. Красочные головные уборы занимали призовые места на европейских выставках-ярмарках. На полу – половики. Спрашиваю имя мастера. "Всё только из старых запасов, к сожалению, практически не осталось мастеров. В Вознесенском умеет ткать Вера Шошина. Нужно обязательно перенять опыт", – отвечает хранительница музея. В центре расположены манекены в русских женских одеждах. Костюмам по две сотни лет. Удивительно, но ни один из них не повторяется, хотя Княжево, Девлетяково, Беговатово, Починки, Новоселки, Бутаково находятся совсем рядом. А у каждого в костюме – своя изюминка. В кокошнике, вышивке или порядке пристроченных к платью лент. В русские и мордовские мотивы внесли свою лепту прибывшие на наши земли донские казаки, сосланные сюда за участие в крестьянской войне. Отсюда – кубанки.
Особый сегмент музея – русские народные песни XVIII-XIX веков. Как и во все времена, в них пели о любви, предательстве, воинской славе. Напевы, как молекулы ДНК, связывают нас с предками, дают понимание того, что сохранение нашего рода через веру и традиции – необходимость и своеобразное спасение для нас и наших потомков. Побывавший двадцать лет назад в Новоселках в фольклорной экспедиции ансамбль стал добрым другом Валентины Клочковой и её единомышленников. "Птица Жар" – желанный гость в Вознесенском районе. В прошлом году в день открытия храма Мучеников и Исповедников Российских фольклорно-этнографический коллектив погрузил слушателей в эпоху прошлых столетий. Но у артистов насыщенная гастрольная жизнь. Для посетителей музея старинные песни Валентина Клочкова чаще всего исполняет с Галиной Синицыной. Женщины свято хранят традиции народа. За это им честь и хвала!
У музея есть почитатели. Часто нам, избалованным современными технологиями, так хочется прикоснуться к прошлому, больше узнать о традициях, духовной жизни народа русской глубинки. Валентина Клочкова всегда рада гостям. В музее побывали хор ветеранов из Теньгушева, коллектив учителей из Вознесенского, паломники, волонтеры "Культурного патруля" и многие другие. Их новосельские мастерицы угощают истинно русскими блюдами. Это еще одно связующее с нашими предками звено. На прощание спросила о планах. "Рада всему, что удалось, – улыбнулась Валентина Александровна, – буду счастлива, если получится преумножить".