Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вознесенского округа Нижегородской области

607340, Нижегородская область, Вознесенский округ, р.п.Вознесенское, ул.Водопроводная, 4«A»
телефон: +7 (83178) 6-12-00
e-mail: voznred@mail.ru

Особенные дети

В интеграционной мастерской Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Вознесенского района состоялся "круглый стол". Это было знакомство психолога с мамами будущих подопечных

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, почему рождаются "особенные дети". Они всё больше склоняются к мысли, что природа заболевания аутизмом не генетическая. Говорят о внешних воздействиях. Объясняют их появление на свет нехваткой каких-то важных элементов в организме матери во время беременности. Связывают болезнь с экологическим неблагополучием в окружающей среде. Все едины в одном – это может случиться в любой семье. По данным на 1 января 2019 года, в Нижегородской области зарегистрировано 860 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). С 2019 года на ее территории утверждена и реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными (связанными с разумом, с умственными способностями, умственной деятельностью) проблемами. В рамках реализации Концепции в регионе создается система комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС. Она направлена на их развитие, на адаптацию и интеграцию в общество, на доступность образования и занятости. Подобные ресурсные структуры созданы в некоторых районах области.

- Мы тоже ухватились за эту идею, - поясняет директор Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Евгения Мочегова.

Сотрудники Центра провели мониторинг, который показал: в Вознесенском районе таких детей – пятнадцать. Проблем у них и у их родителей – поле непаханное. Любая структура, способная помочь в адаптации ребенка в обществе, развиваться и социализироваться, а взрослым – найти ресурсы и опору на будущее – крайне необходима. Вот в нашем Центре и появилась интеграционная мастерская. Мастерская представляет собой помещение из двух комнат. Одна для занятий. Сюда завезено оборудование. Например, такое, как пособие "Песок". По сути это домашняя песочница, только компактная и совсем не зависящая от погоды. Потому что песок в ней не обычный, а кинетический: это игровой материал, состоящий на 98 проц. из простого песка и двух процентов силиконовой добавки. Благодаря добавке он сочетает "текучесть" и способность принимать любую форму (как пластилин). К тому же этот песок – всех цветов радуги. Лепи из него любые формы, строй города, насыпай на игрушечный грузовик и вози на воображаемую стройку. Или рисуй с последующим оттиском на бумагу…

В числе учебных пособий также современная швейная машинка со множеством портновских операций. На полках стоят комплекты "Лего", наборы мозаики... В соседней комнате – мягкие диваны. Устал – присядь отдохни, поговори с психологом. Ее зовут Ольга Золотова. Она хозяйка скромного островка радушия и участия к посетителям интеграционной мастерской. У Ольги Михайловны два образования: медицинское и высшее педагогическое. Она энергичный, деятельный и неравнодушный человек. Понимает, что к ней будут приходить дети с особыми потребностями. И родители – с особой родительской миссией. Готова помогать и тем, и другим по мере возможности. В чем же особенность детей с аутизмом? В том, что их поведение отличается от общепринятых норм. Нарушение речи, избегание контактов – разлад социального взаимодействия. Мальчик или девочка находятся вместе, но будто не с вами. Для них характерны чувствительность к деталям, эмоциональная отстраненность, своеобразие интересов. Задача психолога и мамы – угадать эти интересы и дать стимул к их развитию.

Справочно
Мероприятия региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями проходят в рамках реализации поручений Президента РФ Владимира Путина по развитию системы социально реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью.

В прессе много пишут, что из такого ребенка может вырасти гений. Может, наверное. Но только в одном случае: если создать комфортные для этого условия. Если знать, как с ним заниматься, если заниматься грамотно. В этом родителям должны помогать государство и общество. Если государство хоть как-то заботится о таких детях, то в обществе отношение к людям с особенностями развития психики и физического развития отношение двойственное: их либо не замечают и делают вид, что их нет, либо – воспринимают с надменностью и агрессией. Это – увы – реалии наших дней. На прошлой неделе в интеграционной мастерской Центра состоялся "круглый стол". Это было знакомство психолога с мамами будущих подопечных. Из 15 человек пришли лишь четыре. Здесь убеждены: пока четыре, дальше слушателей будет гораздо больше. Мастерская может стать и станет нужной и детям, и взрослым, так как создана с думой и заботой о них. Сложившийся "за круглым столом" разговор укрепил надежды. Ольга Золотова сообщила собеседницам много нового и интересного. Например, о песочной арт-терапии. Игры с песком успокаивают, развивают воображение (вспомните свои замки из песка!). О рисовании… по воде. На языке науки это звучит длинно: турецкое рисование на воде в технике Эбру. На деле – проще простого, специалист объяснила и частично показала ход процесса. Налить в емкость воды, добавить в нее каплю экстракта гевеи. Вода загустеет и станет вязкой. Теперь по капле надо добавлять краски. Любые, на свой вкус и цвет. Капля будет стоять и не растворяться. Дальше непоседа получает в руку своеобразный карандаш; обмакивает его в краски и рисует. Даже если он совсем лишен навыков живописца, картина получается удивительная. Орнаменты и рисунки, напоминающие оперение Жар-птицы. В результате дитя занято, спокойно и счастливо. Успех окрыляет!..

Гостьи "круглого стола" были единодушны: в районе доселе не было ничего подобного для их детей. Зато негативного опыта у каждой за плечами – тьма-тьмущая. Даниле 8 лет, он любит машины. Всякие. Его специально возили в город, чтобы покатать на трамвае и троллейбусе. Малыш был в восторге. Он с удовольствием смотрит мультфильмы, отзывчив на музыку. Он не агрессивен, но… Родители столкнулись с большими трудностями при устройстве Данилы в детский сад. Воспитатель, опытный педагог, по словам мамы, обижала ее мальчика. Он чувствовал ее отношение и не хотел идти в сад. Если была смена другого воспитателя, – бежал со всех ног. Педагог считала, что Дане не место среди "нормальных" детей. Илья постарше. Он в подростковом возрасте. У него хорошая память. Читает, пишет хуже, ленится. Самозабвенно изучает английский. Сам себе нашел уроки в Интернете и занимается. Находится на домашнем обучении. У Ильи отсутствует чувство страха, поэтому он может убежать из дома. Маме всё время приходится держать его в поле зрения. Ира пришла на заседание вместе с мамой. Милая улыбчивая девчушка с изящными чертами лица не слушала взрослых разговоров. Она с головой ушла в рисование. Вскоре весь "круглый стол" мог лицезреть эскизы своих портретов. Мимику и выражение лиц на них ей удалось схватить и передать очень точно… Улыбчивую тихую Иру тяжело принимали в общеобразовательную школу. Матери объясняли нежелание тем, что ее девочка всё равно ни с кем не общается. Юлия сумела настоять на своем. Теперь Ира "интегрирована" в коллектив ровесников, а, значит, потихоньку привыкает жить в социуме.

"Круглый стол" объединил женщин. Он "разговорил" их, и они решили и дальше общаться. Им будет, что обсудить вместе со специалистом. Несколько слов об отношении к семьям, воспитывающим детей с особенностями психического и физического развития. Со слезами на глазах одна из участниц форума поведала историю о том, как на воркауте, куда она привела своего сына, здоровый мальчишка обзывал его, прогонял с площадки. Дерзко, невзирая на ее присутствие. Мама скандалиста не остановила поток брани, бровью не повела в ответ. Высокомерие. Гордыня. Равнодушие. Эмоциональная глухота уже в детском сердце? Хочется верить, – по-малолетству. От недопонимания так безжалостно повел себя мальчишка. Дайте себе труд представить себя на месте этих родителей. Представьте, что злые слова звучат в адрес вашего ребенка. Остановите поток оскорблений и объясните маленькому непонимайке, как трудно быть особенным ребенком.

Автор: Валентина Козина

По этой теме: АутизмРАСдетисРАС

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2038

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика