"А разве она существует?" – спросите вы. Несомненно! Это – наша память, она бережно хранит воспоминания. А ещё есть фотографии в семейных альбомах или вещи, которые мы бережём. Но есть места, куда мы приходим за неповторимой атмосферой и на мгновения "останавливаем время". Именно за такими "остановленными мгновениями" мы идём в музей. С чего он начинается? С выставок, экспозиций или рассказов экскурсовода? Конечно, это важно. Но нет музея без экспонатов, без их кропотливого собирания и бережного хранения.
Анна Терентьева работает в Вознесенском историко-краеведческом музее главным хранителем фондов. Она пришла на эту должность после окончания Арзамасского пединститута почти 12 лет назад. И сразу же окунулась в эту атмосферу "с головой".
Говорит, что хранитель – это важный человек в музее. Но самое главное в этой работе – понимать, что экспонаты – это "дети", которых нужно любить и беречь. В какой-то мере, наверное, так и есть. И ещё – это не та работа, на которой можно сделать карьеру. Она – по сердцу и для сердца. Подобное чувство Анна Юрьевна испытала, делая самые первые шаги по музею. Именно по этому помещению… Оно и экспонаты стали буквально общим детищем для сотрудников. Сколько пришлось приложить трудов, чтобы всё это уютное пространство обрело сегодняшний вид! В него вложена часть души. А ведь только именно так и нужно относиться к тому, что любишь!
Она рассказывает, что любой предмет, попавший в музей, "проходит" несколько ступеней оформления и только после всех процедур попадает в музейные запасники. Кстати, в фондах нашего "хранилища времени" находятся 4729 экспонатов основного и 909 предметов, входящих в научный фонд. Они ждут своего выставочного часа в соответствии с требованиями освещения, температуры и влажности. Помещение хранилища – небольшое. В нём соседствуют вещи, которые уже видели "свет музейных витрин", и те, которым это только предстоит. Такое оно – вечное движение, "круговорот" экспонатов. В нём самое главное – порядок. Именно за него отвечает хранитель. А это значит, что все предметы, находящиеся в фонде, хранитель должен в буквальном смысле "знать в лицо". И если потребуется – создать новую экспозицию за самое короткое время.
В музее есть всё, что относится к местной истории – от токарного станка до матрёшки, от интерьера крестьянской избы до её утвари. Можно увидеть на стендах и окаменевшие древности, привезённые с раскопок.
Создаются и предметные экспозиции, которые "погружают" посетителей в своё пространство. Например, в прошлом году была создана "Советская квартира". Гостиная, кухня и детская оформлены не "в стиле", а именно вещами того времени. О нём помнит старшее поколение. Именно к пожилым людям обращались сотрудники музея в поисках предметов быта, скатертей, занавесок, покрывал… Пришлось потратить немало усилий для ремонта "квартиры". Но конечный результат – налицо, вернее, в преобразившихся комнатах. Для многих они действительно станут дверью в прошлое. Анна Юрьевна рассказала о том, как происходил поиск предметов для заполнения экспозиции. Желающих оказать помощь музею было много, люди отдавали вещи, надеясь на то, что именно здесь они дольше будут в сохранности. "Квартирная" выставка уже принимает посетителей. Именно в ней проводили новогодние мероприятия. Только Анна Юрьевна с грустью добавляет, что часто все конкурсы, викторины, игры были в "одни ворота" – музейные. Дети мало что могут рассказать о нашем недавнем быте, музыке, фильмах… Музейные работники, конечно, переживают за подобную тенденцию и со своей стороны делают всё, чтобы восполнять определённые пробелы в знаниях. Работа с детьми – одно из основных направлений деятельности музея, это всегда интересно и познавательно.
Хранитель фонда (это характерно для любого провинциального музея) большую часть своего рабочего времени проводит не в хранилище, а в залах, в поездках за новыми экспонатами, в работе с экскурсантами, принимая тем самым деятельное участие в жизни коллектива и учреждения. Специфика работы местных музеев состоит в том, что любому сотруднику приходится браться буквально за всё, уметь многое. Но именно хранитель фондов видит в простых коробках, стоящих на полках в хранилище, не просто собрание разных предметов. Он проецирует будущие выставки и экспозиции. Умение так смотреть на предметы приходит с опытом, накопленным за время работы. Анна Терентьева добавляет, что профессия давно научила смотреть на окружающий мир взглядом "музейщика". То, что сейчас обыденно, завтра может стать редкостью и займёт своё место в фондах.
Анна Юрьевна говорит, что на неё наибольшее впечатление произвела семидесятиместная матрёшка. Мастер Иван Безруков и художница Нина Козина создавали эту красоту. В буквальном смысле слова произведение искусства женщина рисовала в стиле изначальной Полх-Майданской росписи. Вот только краски пришлось использовать гуашевые, ведь анилиновых теперь не найти. Но самым значимым событием для Анны Юрьевны стало участие в создании местной Книги памяти. Лица на старых фотографиях, строчки писем или похоронок… Такие вещи проходят через душу и надолго оставляют след. Работа по масштабному "памятному" проекту продолжается. А это значит, что впереди будут новые встречи с людьми, воспоминания и строки фронтовых писем.
В нашем музее всегда "тёплая", уютная атмосфера, в которую хочется возвращаться снова и снова. Дело ли в старинных вещах, несущих особую энергетику? В ярких красках расписных матрёшек… Несомненно! Но важнее всего – атмосфера, энергия особого позитива и настроения, которая заряжает всех, кто приходит в музей. В этом заслуга небольшого коллектива, делающего интересное и нужное дело.
– Мы все здесь как одна семья, отделить мою работу от труда остальных музейных работников совершенно невозможно, – заметила хранитель. – А иначе нельзя. Только общее движение в одном направлении, общие мысли и действия приводят к успеху.