С самых ранних лет нам рассказывают, что такое патриотизм: родители – дома, воспитатели – в детских садах, учителя – в школах.
У детей чаще всего понятие "Родина" ассоциируется с местом, где они живут, с семьёй, родными, друзьями. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства. Здесь очень важно уважение к историческому прошлому страны, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, людям.
– Мы должны рассказывать подрастающему поколению о величии и самоотверженности подвига советских людей, солдат, воевавших в Афганистане, Чечне и Сирии, а также о подвигах наших земляков, участвующих в специальной военной операции на Украине. Воспитывая в детях патриотизм, мы воспитываем и духовно-нравственные качества, ведь это всё взаимосвязано, – рассказывает бывший председатель Вознесенского районного отделения Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" Николай Самсонов.
В нашей беседе Николай Васильевич с особым восхищением говорил о работе заместителя директора по воспитательной работе Бахтызинской школы Елены Сазиковой, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Мотызлейской школы Марины Шилкиной, заместителя директора по воспитательной работе Сар-Майданской школы Елены Ласточкиной и учителя истории, руководителя музея Нарышкинской школы Ольги Майоровой.
– Эти женщины проделывают большую работу по воспитанию в наших детях патриотизма, ведь они сами насквозь пропитаны этим чувством, – рассказывает Николай Самсонов. – Когда я встречался с ними, то видел, как у педагогов глаза горели! Они вкладывают в школьников знания и понятия о ценностях, которые и должны быть у подрастающего поколения.
Так как же научить детей любить свою Родину? На эти вопросы мы попросили ответить наших главных героинь.
Марина Шилкина: "Нельзя взять и просто воспитать патриотизм. Любовь к Родине – это наш культурный код. У наших детей он тоже заложен. Чтобы развивать его, нужны составляющие: воспитание в семье, в школе и в обществе. Наша задача – показать всю мощь и красоту России. Для этого мы делаем многое. Какое чувство гордости охватывает, когда поднимается флаг и дети исполняют гимн России! Мы говорим о мужестве и стойкости наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны, братьев и отцов сегодня, когда наша страна опять столкнулась со злом по имени "нацизм". В нашем музее "Истоки" есть посвящённые этому экспозиции. С детьми и родителями проводим массу мероприятий и акций: "Солдатский суп", "Подарок для бойца", "Мы вместе", "Вахта Памяти" и так далее. Все средства от благотворительных ярмарок также направляем на нужды бойцов. А сколько писем написано!
Патриотическая направленность есть и в работе нашего театра. Со сцены мы говорим о семейных ценностях и патриотизме. Новая постановка к 80-летию Победы уже отмечена профессиональным жюри. Мы стали победителями первого этапа Всероссийского проекта "Школьная классика". Тема текущего сезона – "Подвиг человеческий".
Любовь к России начинается с любви к малой родине. У нашей школы, как у маленькой отдельной организации, есть герб, флаг и гимн, который знают и поют все ученики и педагоги. В декабре появился новый стенд "Край ты мой любимый", где представлены главные символы Нижегородской области, Вознесенского округа и Мотызлейской школы. Мы сделали это для того, чтобы каждый ребёнок знал их и гордился своей малой родиной.
Новый календарный год объявлен Годом защитника Отечества. На первой линейке 2025 года вместе с флагом Российской Федерации наши знаменосцы вынесли флаг Победы. Впереди нас ждут события, акции, фестивали. Главным было, есть и остаётся – любовь к Родине, любовь к детям, любовь к своему делу. Но воспитание всегда начинается с себя. Только своим примером можно достучаться, показать, какая замечательная у нас Россия, которую каждый из нас должен любить, ценить и беречь".
Ольга Майорова: "На уроках краеведения я знакомлю ребят с историей своей Родины. Но, к сожалению, программа рассчитана так, что многого просто не успеваешь рассказать. Однажды мне предложили вести кружок "Историческое краеведение", где мы с детьми стали искать информацию о наших земляках, писать проекты по краеведению и многое другое. В результате собрался большой материал. Это поспособствовало открытию в 2009 году школьного музея. Кстати, мы были одними из первых в округе, кто это сделал. Среди прочих экспозиций у нас есть "Уголок боевой Славы", который посвящен землякам-героям – участникам Великой Отечественной войны и воинам-интернационалистам.
На базе нашего музея проводят уроки мужества, на которые мы в своё время приглашали участников Великой Отечественной войны. К сожалению, сейчас в живых никого не осталось. Но наши дети навещают родственников ветеранов, которые рассказывают о своих отцах и о том, как им жилось в те нелегкие времена. Ребята с "открытыми ртами" слушают подобные истории. Сегодня мы приглашаем к нам воинов-интернационалистов. А два раза в год – ко Дню вывода войск из Афганистана и ко Дню Героев Отечества – к нам приходит Николай Васильевич Самсонов со своими "живыми" историями. Подобные встречи проходят на одном дыхании.
В 2019 году на базе школы открылось волонтерское объединение "Мы – волонтеры". Сначала ребятам рассказывали о том, чем предстоит заниматься. Затем от теории мы перешли к практике – взяли "шефство" над памятниками, посвящёнными участникам Первой мировой и Великой Отечественной войн, ухаживаем за территорией, где расположен бюст нашего земляка – Героя Советского Союза старшего политрука Андрея Лёвочкина. Спустя некоторое время настоятель Покровского храма села Нарышкино иерей Илья Федотов предложил ухаживать ещё и за памятником основателю нашего села Отюжке Аномасову.
Кроме того, проводим различные мероприятия, посвящённые важным датам в истории. Рассказываем о людях, прославивших Отечество. А сейчас пишем письма солдатам и собираем гуманитарную помощь. Ведь по-другому просто нельзя! Тем более что среди добровольцев есть и выпускники нашей школы. Но это не только моя заслуга. На моём пути всегда встречались люди, в которых я находила поддержку – это наши директора Юрий Андреевич Золотов, Михаил Васильевич Чухманов и Александр Сергеевич Волков. Николай Самсонов никогда не отказывается участвовать в проведении различных мероприятий. Бывший наш выпускник Стани-слав Савцов, когда был членом поискового отряда и собирал материал на полях сражений, часть нашедшего пожертвовал нашему музею".
Елена Ласточкина: "В 2008 году я в качестве преподавателя-организатора ОБЖ приступила к работе в Областном многопрофильном техникуме (подразделении УПЦ "Вознесенск"). Одной из важнейших задач этой дисциплины является патриотическое воспитание обучающихся. Большое внимание уделяется и внеклассной работе. Студенты с удовольствием принимали участие в таких мероприятиях и акциях, как "День призывника", "Нижегородская школа безопасности – Зарница", "Георгиевская лента", "Свеча памяти", "Сады Победы" и многие другие. Мы тесно сотрудничали с нашим постоянным гостем Николаем Васильевичем Самсоновым. Именно с его легкой подачи мы встречались с ветеранами боевых действий. Особенный интерес вызывали беседы с Кириллом Шошиным и Дарьей Абрамовой (руководителем Вознесенского отделения БАНО "Золотые руки ангела"), которые рассказывали о том, какую помощь оказывают жители Вознесенского округа бойцам СВО, и показывали, как используются ими вознесенские изделия. Мы же в свою очередь неоднократно собирали гуманитарную помощь, изготавливали окопные свечи, писали письма солдатам.
На протяжении многих лет мы находили материал для Книги памяти "Я помню! Я горжусь!" Один из разделов был посвящен учителям – участникам войны. Сейчас я тружусь в школе села Сар-Майдан и буду продолжать работу по патриотическому воспитанию, используя весь накоп-
ленный опыт".
Большую часть своего времени наши дети проводят в школах. Но не стоит забывать, что патриотическое воспитание детей – одна из самых важных задач не только учителей, но и родителей. И если папа или мама не любят свою малую родину, свою страну, литературу, культуру, то и ребенок не научится любить. Он будет лишь неискренне повторять что-то за другими, не испытывая при этом собственных патриотических чувств.
Сейчас как никогда важно "не потерять" нынешнее поколение. Поэтому взрослые (как в школе, так и дома) должны направлять детей, показывать им верную дорогу в жизни, и делать это нужно не от случая к случаю, а постоянно!