Дорога к человеку
Говорят, что случай – это улыбка Бога. Возможно, философам и другим умным головам оно виднее, а человеческая жизнь – вот она, здесь, рядом. Только руку протяни. В данном случае "руку протянула" Антонина Ефремова из Вознесенского. Она рассказала о своей двоюродной сестре. Мастерице и увлеченном человеке. У нее удивительное хобби – поделки из газеты. И вот редакционная машина отправилась в село Суморьево. И если для меня это первый визит сюда, то наш фотокор Юрий Шляпугин едет на свою историческую родину, уверенно ориентируясь в переплетении деревенских улиц. Административные названия мало о чем говорят, он называет их "по-уличному", как в народе. Но я тоже знаю, куда ехать. Галина Шошина, к которой и лежит наш путь, в телефонном разговоре указала четкий ориентир – голубую ель. Вон она – пушистая красавица, высокая и стройная, украшает собой палисадник.
О чем расскажут вещи...
Проходим через большие светлые, застланные деревенскими половиками сени. Хозяйка, миловидная улыбчивая женщина, хлопочет и смущается. Говорит, что в доме ремонт, и пока ему не видно конца и края, потому что муж приболел. Главное, чтобы всё обошлось, а к ремонту уже все привыкли. И дети, которые навещают родителей и помогают с переустройством. И крупный полосатый, явно с мейн-кунскими корнями, кот Барсик, который и ухом не повел на чужих людей, только подвинулся на диване поближе к любимой хозяйке. Рядом с диваном стоит то, что привело нас сюда. Заготовка. Галина мастерит внуку короб под игрушки. Кстати, уже не первый. На фотографиях – поделки из газет. Самые разные, даже в виде гриба. Мальчишка поначалу вместо того, чтобы складывать игрушки, сам в него влезал, по-доброму смеша родителей. А Галина Николаевна отмечает, что всё, что делает, раздаривает родным или друзьям. Вазы, коробки, баночки... Рассказывает о технологии, которую два-три года назад увидела в Интернете. Обычный газетный лист накручивается на длинную, вязальную спицу. Тонкие "прутья" высятся из коробки, которая под рукой. Плетение заготовки идет по принципу работы с ивовыми прутьями. Потом готовое изделие пролачивается, окрашивается, как захочешь. Можно украсить вещь техникой декупажа, либо лентами, стразами. Готово! Складывай в сундучок или изящную коробочку хоть косметику, хоть украшения или специи для приготовления блюд. Всему найдется применение. Так, из простого любопытства родилось увлечение. Поначалу не получалось. А потом набила руку. Всё раздаривает к праздникам, на дни рождения родным и знакомым. Подарок получается добрым, теплым и необычным, ведь в него вложена частичка ее души.
Самые близкие
Это увлечение – не дань праздности. Она вообще много чего умеет делать руками. Такими, по-женски мастеровыми, она и сестра Ирина (живет в Сарове) пошли в маму Валентину Ивановну, которая всю жизнь проработала в школе учителем русского языка и литературы. Не чуралась никакой домашней работы, а сшить могла даже верхнюю одежду. Просто времена были такие, что женщина должна была уметь и шить, и вязать. Или, как сестра, может и плитку сама положить, и камин на даче сложить, если понадобится. Рассказывает, что к маминому учительскому труду они тоже прикладывали руку, в ночь-полночь проверяли тетрадки. А ведь еще была работа по дому, учеба и шумное бойкое деревенское детство. И строгая мама-учительница даже дома, ее за командирский характер и прямоту отец Николай Иванович, заядлый рыбак и охотник, в шутку называл "милиционером". Девчонка подрастала. С будущим мужем Виктором познакомилась на танцах в местном клубе. Сыграли свадьбу. В итоге вместе идут по жизни уже 36 лет. Молодая семья снимала квартиру в Вознесенском, потом жила в общежитии. В 1989 году получили квартиру.
Среди забот и хлопот дружно поднимали с мужем двоих сыновей. Андрей и Антон теперь уже взрослые и самостоятельные. Живут и работают в Нижнем Новгороде, родителей навещают часто и внуков привозят.
А быт ее семьи складывался тогда, как у многих других. Муж трудился на заводе, она – бухгалтером. Сначала в райпо, потом в дорожном предприятии. Последние восемь лет работает страховым агентом в Полх-Майдане. Отмечает, что сначала ее впечатляли даже не люди, а сельские собаки, крупные темные и бесшумные. Говорит, что майданы – народ на особицу, строгий, знающий себе цену, немногословный. Молодежь страхует имущество меньше, больше надеется на себя. Как найти подход к людям в любой ситуации? Главное, уметь ладить с человеком, найти точки соприкосновения, уметь поговорить. Она и в семье такая же, бесконфликтная. Муж ей достался весельчак, играет на гармони, гитаре. Как говорят родственники и знакомые, есть в нём что-то от певца Валерия Сюткина, такие же искрометность и очарование. И золотые руки.
Что главное?
Конечно, дети и внуки. Шошины живут для них. Приезжали бы только почаще. Но у них своя, городская загруженная жизнь. Есть еще вещи, с которыми связаны воспоминания. Круглый стол, например, еще родительский. Он кочевал с семьей по съемным квартирам, общежитиям... Теперь встал на своё место, в отчий дом. В нем, продав квартиру в райцентре, они теперь и живут. Родителей уже нет, а голубая ель как напоминание о них и ровесница старшему сыну – радует глаз и сердце. Мамина швейная машинка тоже под рукой. Старинная, еще ножная, она служит тумбой под современный телевизор. А вообще швейных машинок в доме целых три! Есть любимые праздники. Новый год, который собирает вместе всю семью. Подарки, которые она делает своими руками. Кстати, всё уже в процессе. На вопрос, где взять столько газет и журналов, из которых делаются поделки, отвечает, что приносят родные, знакомые. И, что самое интересное, вся эта творческая работа происходит в большинстве своём ночью. Просыпается Галина рано, как и все деревенские.
– Мне интересно всё, что я делаю, – говорит она о своём увлечении. – Не люблю просто сидеть и смотреть телевизор. Надо всегда что-то делать. Тогда не будет скуки на сердце и времени для споров или праздности.