Приходит время, когда человеку становится очень важно знать, что он не один на этой земле. Что за ним стоят род, семья, отчина, ее история. Тогда он начинает интересоваться всем этим. И наталкивается на удивительные открытия. Так случилось и с нашей читательницей, уроженкой Бахтызина. Она сообщила, что их село богато и людьми, и фактами.
В доказательство поведала легенду о камнях. Правда, лишь в общих чертах: слышала давно, детали стерлись из памяти. Посоветовала восстановить подробности и рассказать газете. Мы устремились на поиски информации. Поиски были недолгими и нетрудными. Сельский библиотекарь Мария Рыжова не только хорошо знала легенду, но даже включила ее в виртуальную "Экскурсию по селу Бахтызину". С текстом экскурсии она выходила на областной конкурс "Лучший путеводитель по родному краю" и заняла первое место в своей номинации. Наверняка, древнее предание сыграло в победе не последнюю скрипку. Как тонкий солнечный луч, факт, положенный в его основу, прошил толщу более семи веков и заиграл новыми красками в эпоху нанотехнологий. Красивый. Волнующий. Даже мистический. В уточнении деталей помогали местные жители.
– В детстве мы бегали смотреть на камни, – вспоминает Тамара Антипова. – Стояли они в поле по направлению к селу Суморьеву. Поле находилось между деревнями Рахманкой и Федюшкой (их уже давно нет на карте района). Помню, как замирало сердце от любопытства и какой-то жути.
Думаю, что воображение взрослого человека история потрясает не меньше. Мы услышали ее в двух вариантах. В первом главные герои были братом и сестрой, во втором – влюбленными. Всё остальное, что с ними происходило, сходится буквально слово в слово. Итак, "Легенда о камнях".
В давние времена жили в селе брат и сестра. Брата звали Иванушка, сестру - Аленушка. Жило поселение – не горевало. В будни трудились, в праздники – отдыхали, на судьбу не жаловались. Пока однажды не появились на его улицах враги. Татаро-монголы. Они принесли с собой смерть, разрушения, плен… Всадники метались по селу, выгребая всё из изб, кладовых, погребов и хлевов поселян. Молодых парней и девушек хлестали кнутами, сгоняя в одно место. Враги уводили их в плен.
Иван и Алена решили бежать. Но конники заметили их и бросились в погоню. На поле враги схватили беглецов и стали сечь кнутами. Парень и девушка взмолились: "Господи, помоги нам!". И тут случилось чудо. Оба стали неуязвимыми для ударов. Они превратились в камни.
Столетия стояли они там. Пока, уже в наше время, один из бахтызинских крестьян не приглядел валуны для себя. Он строился и решил положить их в основание фундамента. Камни были доставлены на стройку. Но… В новом доме по ночам никто не мог заснуть. Камни стонали! Мужчина вернул их на место.
Они и по сей день там. В селе утверждают, что, если приложить к их изрезанной рубцами (от кнутов!) поверхности ухо, то можно услышать, как стучат два любящих сердца, которые предпочли плену смерть.
Что еще сообщают о селе хроники? Что возникло оно в XI-XII веках. В своё время им владели влиятельные татарские князья Бахтыгозины, подарившие ему название. Крестьяне были крепостными. В уже более поздние времена их выручали отхожие промыслы. Зимой они трудились на заготовке дров и угля для Вознесенского и Илевского заводов. Подвозили дрова, уголь, руду для них. А летом доставляли готовую продукцию на пристань в с.Суморьево. Мокша была тогда рекой полноводной. Из Суморьева суда водным путем доставляли изделия железоделательных заводов по Оке и Волге в другие регионы. Никакие ветра времени не миновали поселения. Но это уже другая повесть.
Валентина КОЗИНА