В настоящее время профессия социального педагога не теряет своей актуальности, его можно встретить в детских садах, школах, реабилитационных центрах… Он должен обладать такими качествами, как доброта, порядочность, ответственность, моральная устойчивость, предприимчивость. Ему необходимо обладать организаторскими способностями и уметь мыслить нестандартно, так сказать, не "по шаблону". Социальный педагог – это специалист в области педагогики и психологии. Важно любить детей, и чтобы работа была призванием.
Сегодня мне хочется рассказать о Валентине Гуськовой, которая на протяжении многих лет работает социальным педагогом в Областном многопрофильном техникуме. Многие наши земляки её знают и говорят: "Давно уже надо было написать про Валентину, она ведь столько времени уделяет "трудным" подросткам, помогая им во всех житейских вопросах, отдавая всю себя без остатка. Она, что называется, "изнутри", а не понаслышке знакома с трудностями, с которыми сталкивается социальный педагог".
Я сама знаю Валентину Сергеевну уже много лет. Она и в опеку приходила, "хлопотала" для детей-сирот, и в соцзащиту – оформляла студентам проездные билеты. Надо им в Сбербанке карту открыть или в больнице медосмотр пройти, купить одежду, предметы личной гигиены или медикаменты, решить жилищные вопросы, – без Валентины Сергеевны никуда. Она вместе с ними участвует в различных районных мероприятиях, например, недавно прошла акция "Засветись" по безопасности пешеходов на дороге в тёмное время суток. Она за ребят "горой", будто вторая "мама" всюду сопровождает "своих" детей. Да-да, именно так она их называет!
– Дети чужими не бывают, и все они, независимо от социального статуса и материального положения, требуют к себе внимания: кто-то больше, кто-то меньше, – говорит моя собеседница. – У всех своя жизненная "история", свои психологические проблемы. Работа трудная, но вместе с тем – интересная. Важно и нужно найти индивидуальный подход, "лазеечку" для того, чтобы "достучаться" до детского сердечка, и мне это удаётся. Сама не знаю – как это у меня получается? Просто я люблю детей и стараюсь быть с ними "на одной волне".
Моя собеседница рассказала, что окончила Арзамасский кооперативный техникум, 18 лет работала в Вознесенском райпо. Педагогическую деятельность начала в 2001 году. Сначала была мастером производственного обучения, осуществляла подготовку будущих продавцов. Спустя три года Валентин Данилкин, работавший в то время директором ПТУ-64 (так ранее назывался техникум), предложил ей стать социальным педагогом по работе с детьми-сиротами. Для этого необходимо было пройти курсы повышения квалификации. Валентина прошла переподготовку, защитилась сначала на первую квалификационную категорию, потом на высшую. Вот уже 18 лет она идёт рука об руку, плечом к плечу с "трудными" детьми, всю себя посвящает им. И неважно – какое время суток на дворе. Если поступил тревожный сигнал – надо молниеносно реагировать. Время дорогого стоит, особенно когда приходится, к примеру, разыскивать кого-то из студентов. Бывало всякое, чего только не пришлось социальному педагогу увидеть своими глазами: и неблагополучные семьи, и детей с нарушенной психикой. Всего не перечесть и пером, как говорится, всего не описать. Педагог исколесила всю Нижегородскую область и не только её, где только не бывала!
– Жизнь моя не раз подвергалась опасности, но я не боялась, – говорит Валентина Гуськова. – Я была уверена на все сто процентов, что со мной ничего не случится. Страх присутствовал только за детей – лишь бы с ними не приключилась беда!
Моя собеседница рассказывает, что раньше было труднее работать. Вспоминает времена, когда было около 50 детей-сирот (это большая цифра!), почти все они – дети с ограниченными возможностями здоровья из специальных (коррекционных) школ-интернатов. Большинство из них были дети-инвалиды, с которыми нужно было проходить медицинское освидетельствование в Бюро МСЭ г.Нижнего Новгорода. Сейчас, к счастью, сирот почти нет, только шестеро, один из них несовершеннолетний.
Валентина Сергеевна в рамках профориентации осуществляет взаимодействие со школами-интернатами других районов: Кулебакской, Дивеевской, Золинской. Дети оттуда приезжают учиться к нам в посёлок. С руководителями этих образовательных учреждений за многие годы совместной плодотворной работы сложились тёплые дружеские отношения. Такие благодарные строчки они пишут нашей землячке: "Мир держится на неравнодушных и отзывчивых людях, всегда готовых помочь и оказать поддержку. Таким человеком для нас стали вы, уважаемая Валентина Сергеевна!".
Педагог с трепетом рассказывает, что за время учёбы детей в р.п.Вознесенское и они, и учителя успевали "прикипеть" друг к другу.
– Слёзы наворачиваются, когда приходится с ними расставаться, – делится рассказчица. – Ощущение – будто от сердца оторвали частичку. Ведь мне их нужно развезти к местам первичного учёта. Многие из бывших студентов звонят и благодарят, некоторые сами находят меня на просторах Интернета – в одноклассниках и других социальных сетях. Поддерживаем тёплые отношения до сих пор.
Валентина Гуськова входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних, в социальный патруль, организовывает воспитательную работу с детьми, состоящими на различных профилактических учетах, выявляет их интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении, решает конф-ликтные ситуации. В конечном итоге – оказывает социальную помощь и поддержку, выступая посредником между учащимися и образовательным учреждением, семьёй, органами власти, способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию для них комфортной и безопасной обстановки, взаимодействует со специалистами различных социальных служб. На этом нелёгком пути её встречают добрые и отзывчивые люди, которые помогают в разрешении различных вопросов.
Если обобщить всё вышесказанное, можно утверждать, что деятельность социального педагога разнообразна и ответственность – огромна! Жизнь не стоит на месте – на днях Валентина Сергеевна вернулась со Всероссийского семинара-практикума по воспитательной работе. Она привезла оттуда новые знания и опыт, которые непременно пригодятся в работе с подрастающим поколением.