Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вознесенского округа Нижегородской области

607340, Нижегородская область, Вознесенский округ, р.п.Вознесенское, ул.Водопроводная, 4«A»
телефон: +7 (83178) 6-12-00
e-mail: voznred@mail.ru

На территории сердца

У каждого есть своя история, связанная с монастырём. Они все разные, но все судьбоносные, потому что Бог никогда и ничего не делает просто так...

Бог ничего не делает просто так. У человека или страны даже с событиями тысячелетней давности найдётся незримая связь. "Пусть будет как будет, и будет как должно", – говорила Маша Миронова из повести Пушкина "Капитанская дочка". Она не была фаталисткой. Наоборот! Как ринулась спасать своего ненаглядного Петеньку Гринёва, до самой императрицы дошла! И победила, вырвала свою любовь из рук смертельных обстоятельств! Обстоятельств, которые часто играют с нами, но в большинстве своём человек сам шагает по своим дорогам, встречая на этом пути всех, кого послали судьба или Бог.

Начало

А полотно событий ткётся, укрывая неповторимым узором окружающий мир и наши жизни. Эта история началась задолго до современности. Ещё в XVII веке. В глухих мордовских лесах на берегу небольшого озера помещик Лука Евсюков выделил землю под постройку будущей обители, стал в ней первым насельником при игумене Феодосии. Так появились на земле Санаксары. Новый монастырь носил статус пустыни, был небольшим и деревянным. Монахов в нём было немного. Жизнь тоже была скудной и довольно неустроенной. Вокруг лежали мордовские земли, христианство на них приживалось долго и трудно. Особо беспокойные поселяне могли в монастыре и "красного петуха" пустить, и скот угнать, и посевы сгубить. На протяжении последующих ста лет монастырь постепенно приходил в упадок.

Знаете ли вы что…

Только мы, приезжие, называем монастырь Санаксары. В Мордовии он – Санаксарь с ударением на последний слог. Моя пожилая знакомая из соседнего с монастырём города Темникова обижается, когда я называю обитель на "русский" манер, и всегда меня поправляет. Санаксарь означает в переводе с эрзянского "место, лежащее в низине у озера". Монастырь охраняется государством как объект культурного и исторического наследия.

А в это время

В далёком от провинции Санкт-Петербурге текла блистательная столичная жизнь. "Балы, красавицы, лакеи, юнкера…". Преображенский гвардейский полк. Служить в нём было почётно. Сама императрица Елизавета благоволила тем, кто помог ей взойти на престол. Вот и Иван Ушаков в 20 лет – уже сержант, красавец, гвардеец, и вся жизнь впереди. Но однажды при нём на одной из вечеринок, за картёжным столом мгновенно скончался его знакомый, молодой офицер, у которого тоже была вся жизнь впереди. После этого на свою квартиру Иван уже не вернулся, пропал, будто и не было человека в этом мире. Поднялся переполох, сама императрица приказала искать беглеца. Нашли через три года уже совершенно другим человеком, глубоко верующим, стоящим на пути к старчеству – отшельником. Елизавета Петровна долго говорила с ним, уговаривала вернуться. В итоге тот оказался в Александро-Невской Лавре. Мудрость, сила веры, любовь к людям… Оказывается, немного нужно, чтобы настроить против себя даже монастырскую братию. Из Лавры пришлось уйти ещё и потому, что душа искала иного – уединения, покоя или того места, для которого она предназначена. Ушёл в Саровскую пустынь, но и там не сложилось.

Отца Фёдора всё тянуло куда-то из обустроенной Саровской обители, и он вновь уходит странствовать. И попадает в Рождество-Богородичную Санаксарскую пустынь. Здесь и осталась душа, найдя своё место! Обитель в 1765 году становится монастырём. Деньги от продажи своих земель, пожертвования благотворителей и самой императрицы, которая наблюдала за удивительной судьбой бывшего преображенца, вкладывались в обустройство монастыря. Он стал каменным, таким мы видим его сейчас, похожим по архитектурному решению на Александро-Невскую Лавру. Им и руководит отец Иоанн, теперь уже старец Феодор, – человек строгий и справедливый. Устав монастыря тоже отличался определённой суровостью. Что некоторым монахам и начальству не нравилось. По каким-то сфабрикованным причинам батюшку в 1774 году сослали на Соловки, в монастырь, на целых девять лет. Возвращение превратилось в настоящий праздник для монахов и всей округи. Ведь монастырь вовсе не жил для себя, он по мере сил помогал городу Темникову и крестьянам. Отец Феодор умер в 1791 году. Кто из прихожан первым получил помощь по молитвам к нему, мы теперь не узнаем. Никогда не оставлял батюшка ни монахов в обители, ни приходящих в монастырь людей. "Чудотворец предивный". Так назвал его ещё один великий русский святой Тихон Задонский. В 2004 году Феодор Санаксарский прославлен в чине преподобного.

От мичмана до святого адмирала!

Редко военный человек возводится в святые! А так, чтобы двое праведников вышли из одной семьи... Подобного церковная и светская история знает ещё меньше. Будущий адмирал Фёдор Ушаков родился в селе Бурнаково Ярославской губернии. Там же, где и дядя его старец Феодор. Мальчишка мечтал о море, подрастал, не забывая свою мечту, но и пример дяди был перед его глазами. В 1766 году после окончания Морского кадетского корпуса служил мичманом на Балтике, а потом – в Азовской флотилии. В 1783 году в Азове разразилась чума, и только благодаря решительным действиям капитана второго ранга Фёдора Ушакова эпидемию удалось остановить. Начальство, видя несомненный хозяйственный и морской талант, бросает Ушакова – уже капитана первого ранга – на севастопольский неимоверно трудный участок. Именно Ушакову Черноморский флот обязан своим рождением и будущей славой. Он строил бухты, корабли, город Севастополь, храмы, склады, бастионы. Одновременно воевал на море с турками. С 1767 по 1791 годы над турецкой Портой были одержаны такие блистательные победы, что противник пришёл в форменный ужас! Морские сражения при Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии навечно записаны на страницах русской воинской славы. В 1789 году Ушакову присвоено звание вице-адмирала.

Блестящий стратегический талант в нём сочетался с человеческим отношением к матросам. Экипажи кораблей боготворили Ушакова. Он же ввёл на кораблях "адмиральское правило" – читать всем без исключения перед сражением 26, 50 и 90 псалмы, а перед ними, между и после псалмов – Богородицу. "И непобедим будешь!" – говорил уже адмирал. Удивительно, но в 40 больших и малых сражениях он не потерял ни одного корабля! Под его командованием были сотни тысяч человек, а погибших за годы морской части его биографии насчитывается всего 500! Ни один матрос или командир его флота не попал в плен! Все корабли носили имена святых или архангелов. Это тоже определённый знак. Сам он полагался на тактику, но превыше всего ставил Божью помощь! В 1798 году начался его блистательный Средиземноморский поход: освобождение Ионических островов, разработка первой греческой конституции, итальянская кампания совместно с сухопутными войсками Александра Суворова. У генералиссимуса был Измаил, у адмирала Федора Ушакова – взятие неприступной по всем меркам крепости Корфу. Он пришёл, увидел, победил! Европейские державы после известия о взятии русскими Корфу испытали шок! Греция до сих пор бережно хранит память о русском адмирале. Английский адмирал Нельсон отдавал все свои победы за одну подобную операции на острове Корфу. Но в Петербурге сменилась власть, и флот "сухопутной" империи стал не нужен. С 1800 года несколько лет Фёдор Фёдорович жил в столице. Попросился в отставку в 1806-м, уединённо проживал в деревне Алексеевка под Темниковом. Во время Отечественной войны 1812 года организовал госпиталь, из своих средств выплачивал пенсии ветеранам и содержал Первый Тамбовский пехотный полк. Часто бывал в любимом монастыре. Вёл жизнь молитвенника. Скончался в 1817 году, был похоронен рядом с могилой отца Феодора.

Истинно русский офицер своим примером воплощал в жизнь принцип "Жизнь – Родине, душа – Богу". За Родину он готов был умереть и отдал ей всё, что имел. Его канонизировали в 2004 году. Рака с мощами святого адмирала находится в Санаксарах, в храме Владимирской иконы Божьей Матери, она выполнена в форме корабля. Режиссёр Александр Ромм снял об адмирале два замечательных фильма: "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Они, хотя и 1953 года выпуска, но смотрятся на одном дыхании! На экране воплотили все качества адмирала: талант полководца, благородство, целеустремлённость, прямоту характера, любовь к Богу и Отечеству.

А дальше…

В 19 веке монастырь жил обычной обительской жизнью, окормляя округу. Продолжалось строительство, в это время в монастыре жили около ста монахов. Обычная монастырская жизнь закончилась в 1919 году. При советской власти монастырь закрыли. На какое-то время постройки были переданы школе механизаторов. Потом и это сошло на нет. Повсюду царили разорение и запустение. В 1991 году организовали Мордовскую епархию, Санаксарский монастырь открыли сразу же. В нём тогда при малочисленных монахах и редких прихожанах наместником был отец Варнава. Братия буквально хваталась за голову, не зная, с чего начинать. Не было денег, стройматериалов, не хватало рабочих рук… Но они знали, кого просить. Ведь в монастыре покоились два дивных молитвенника! А значит, Господь не оставит своей помощью. Он уже вёл к ним человека издалека, из обычной мирской жизни, в которой были жена и две дочки. Был многолетний труд, начало служения в чине дьякона, потом священство. Весёлого и сердечного батюшку звали отец Иоанн Верендякин.

Он был родом из Ичалковского района, с детства хотел быть священником. Его мечта осуществилась в 1972 году. Отец Иоанн служил в нескольких приходах в Мордовии. Его помнят в Саранске, в Рузаевском, Краснослободском, Торбеевском районах. Хорошо знали его и афонские монахи. И вот судьба привела его в Санаксары. Матушка и одна из дочерей стали монахинями в православном монастыре в Эстонии. Кстати, сейчас, когда батюшки уже нет в живых, они ничего о нём не рассказывают, настолько трудно говорить о родном человеке. Другая вышла замуж за священника, у неё большая семья. А батюшку при постриге в схиигумены нарекли Иеронимом. Десять лет он был духовником Санаксарского монастыря… Монастыря, который, оставляя у себя этого солнечного и сердечного батюшку, поначалу не знал, что обрёл в его лице старца. И какого старца! Я называю таких людей "ходящими по мирам". Для них нет времени и пространства, нет тайн и скрытых мыслей в человеке. Они видят прошлое, настоящее и будущее как открытую книгу.

Старчество – феномен не возраста, а веры. И веры именно православной. Священник с его мудрым советом, останется просто приходским батюшкой. Но старец даст единственно верный совет без оговорок и "может быть". Так, как нужно поступить только в конкретном случае. Подобное замечали за будущим старцем ещё в сельских приходах. Но силу своей молитвы он тщательно скрывал, например, советуя страждущему читать Псалтырь. Он не жил – горел, торопился всё успеть, охватить всё окружающее пространство помощью и молитвой. Даже к не знавшим его людям приходил во сне, разрешая сомнения и трудности, помогал в бедах или при тяжёлых операциях. Помогал в невыносимых жизненных ситуациях, когда люди находились на грани. Одному человеку, думающему о петле, он во сне посоветовал сказать при накидывании удавки на шею: "Вручаю душу Богу, а тело вам". Сработало! О самоубийстве горемыка думать перестал, лишь на мгновение увидев тех, кто ждал его там, за гранью этого мира. Молитва старца оказывала помощь немедленно, да и сам образ влиял на человека, расчищая "завалы" в душе.

А ещё мне нравится отношение батюшки Иеронима к животным. Его просто обожали собаки и кошки, которых всегда много в монастыре… "Батюшка, а у животных есть душа? Конечно, есть – отвечал он. А тогда чем они отличаются от человека? У человека есть дух…"

Впервые я попала в Санаксары поздней осенью 2001 года. Батюшки уже не было в живых. Но как ходим мы на могилки родственников, так побывали и на месте его упокоения. И было ощущение, что приехала издалека к близкому человеку. А потом оказалось, что батюшка был рядом со мной всегда! Даже когда я о нём ещё и не знала. Вот они, ходящие по мирам, не ведающие расстояний и времени… Многие из вознесенцев знали его при жизни. Совершенно разные люди, приехав однажды в Санаксары, прикипали к монастырю душой навсегда. К этому напоенному смолой воздуху, вкусному монастырскому хлебу, к неспешным обедам в трапезной, размеренности жизни и хрустальной тишине… Прикипали душой к родной могилке, которая, если оставить на ней записочку, обязательно исполнит твоё желание. К серебристому образу иконы Казанской Божьей Матери, которая тоже не оставляет просьбы без ответа. И говорят, что она чудотворная. Если так, то монастырь обрёл ещё одну святыню!

У каждого есть своя история, связанная с монастырём. Они все разные, но все судьбоносные, потому что Бог никогда и ничего не делает просто так. И пока горят за стенами монастырей такие свечи – старцы, пока ткутся полотна судеб, берущих свое начало ещё за сотни лет до нашего рождения, связывая воедино прошлое, настоящее и будущее, наши дороги будут продолжаться.

Автор: Регина Ермакова

По этой теме: санаксарскиймонастырьправославие

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1173

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика