Звонок в редакцию
Кто знает, как так происходит: человек берёт в руку карандаш или кисть, и на листе появляется пейзаж или портрет. И вроде бы нигде не учился, но умение есть. И не просто умение – мастерство. А если оттачивать его, то работы с каждым разом получаются всё жизненнее и живее.
В кабинете раздался телефонный звонок. Беру трубку.
– Добрый день. Татьяна? – уточняет мой собеседник и, услышав положительный ответ, продолжает. – Это Вячеслав Иванович Мохноногов. Прочитал вашу статью о настенной "живописи" и решил показать, что нарисовано у меня на гараже. Кто нарисовал? Я. Вы сможете приехать сегодня?
Гараж? Пейзаж!
Спустя некоторое время я уже подъезжала к дому на улице Первомайской в р.п.Вознесенское. Хозяин встретил меня у ворот. А вот и гараж. Нет, пейзаж. Нет… Но, что бы это ни было, я остановилась в восхищении. День был пасмурный, осенний, а на огромной картине, которая занимала двери гаража да часть стены и была нарисована талантливой рукой, плескался пруд, и будто трепетали на ветру зелёные берёзки. Лето! Солнечное, яркое, жаркое… И краски подобраны самые летние. В бирюзовом небе плывут облака. Как настоящие! Бело-прозрачные, как сахарная вата. За лазурной гладью водоёма виднеется полоска леса, а ближний берег – сочный, зелёный, в многочисленных россыпях одуванчиков и белых соцветиях, похожих на землянику. И не поймёшь сразу, где заканчивается художественная роспись на гараже, а где начинается настоящая трава в осенних пожухших листьях.
Ген настоящего таланта
– Я нарисовал всё, кроме деревьев. Их выполнил мой сын Андрей, – рассказывает Вячеслав Иванович. – Вам обязательно надо встретиться с ним. В нашем роду по мужской линии многие рисуют. Начиная с прадеда Петра Гордеевича, который работал управляющим на Вознесенском железоделательном заводе. Два века уж прошло… У него было семеро детей – три дочери и четверо сыновей.
Рассказывает, что женщины в роду не рисуют, да и по мужской линии не всем передаётся художественный уклон. Но творческий ген всё же кочует из поколения в поколение, рождая таланты нашей земли.
– У Елены, моей дочери, трое сыновей. Один из них тоже мог бы рисовать, – продолжает свой рассказ Вячеслав Мохноногов. – Ген ему передался. Он всё самолёты, самолёты… А я поставил как-то перед ним бокал и говорю ему: "Саш, ну-ка, рисуй…". Саша раз – и нарисовал. Но талант надо развивать. Самого меня подтолкнул рисовать наш школьный учитель Николай Иванович Кузнецов. Он вёл кружок. И я с натуры рисовал и рисовал… В шестом классе попробовал в работе масляные краски. А в старших классах на каникулах нарисовал картину "Грачи прилетели". Ещё у меня была тётя Нюра, жила она в Дзержинске. Так её сын тоже красиво рисовал, я видел его картины.
Вдохновение и мудрость
Спрашиваю:
– На рисунке – наш пруд?
– Нет, но похоже, – отвечает и начинает показывать. – Будь это наш пруд, нужно было нарисовать здесь вот так, а там лес, за которым Каменный бугор. А почему Каменный? На нём много камня, и дальше такой же овраг проходит, который зовётся Каменным Ключом.
За разговором Вячеслав Иванович протягивает мне несколько яблок – со своей яблони, которую сам вырастил, сам привил. Угощает.
– Мужчины должны всегда находить для себя какие-то полезные дела, иначе они не тем начинают заниматься, – замечает он мимоходом.
С его мудрыми словами не поспоришь. В этой жизни каждому что-то даётся. И мы вольны распоряжаться небесными дарами по своему усмотрению. И так же – со временем. У каждого из нас – 24 часа в сутках. Что мы сделаем за это время? Какой след оставим на земле?