Первые шаги
Идею организации театра в школе подали из министерства образования. Возможно, в скором будущем он появится в каждой общеобразовательной учебной организации, чтобы дети могли развивать свои актёрские таланты. А в Мотызлейской школе кукольный театр "зародился" в первые дни сентября и уже вовсю действует! Первые шаги он сделал в новом учебном году с лёгкой руки Марины Шилкиной и её команды – учеников малокомплектного класса второклашек и третьеклашек. Школа откликнулась на инициативу педагога – так был создан кружок "В гостях у сказки".
– Надеемся, что с официальным приходом театра в школу для него создадут соответствующую материально-техническую базу. Но и сейчас мы много чем располагаем! – считает Марина Владимировна. – В освоении этой новой темы нам помогли интерактивная доска и компьютер. Сначала мы смотрели видеосюжеты о том, что такое кукольный театр, как проходит представление – и со стороны, и "изнутри", как себя держать, что и как говорить, и многое-многое другое.
Конечно, над сценой и реквизитом пришлось поработать учителю и её супругу Владимиру. В процессе создания декораций использовали самые простые материалы – картон, бумагу, пряжу… Помогали и ученики.
Вообще-то, когда-то давно в Мотызлейской школе уже был кукольный театр – им занималась Нина Васильевна Сергушкина. Но теперь он "родился заново" – практически, с нуля.
Школьная администрация поддерживает интересное начинание. Настоящим помощником кружку стала общероссийская детско-юношеская организация Российское движение школьников. Марина Шилкина со своим классом подала заявку для участия в проекте РДШ "Спектакль для мамы". Его методическое сопровождение позволяет подобрать не только сценарии, но и декорации к той или иной постановке. Кроме того, на сайте проекта можно найти ответы на многие вопросы, актуальные для школьного театра. Ролики с фрагментами кукольных спектак-лей впоследствии отправят на суд жюри.
Плюсы театра
Дети, которые учатся в этом классе, – активные, энергичные, они были в восторге от идеи и с радостью включились в театральную деятельность. И поняли: легко смотреть сказку, а вот работу над её созданием простой не назовёшь: нужно распределить и выучить роли, много репетировать, а потом – не побояться выступить перед зрителями.
– Каждое выступление мы начинаем с мелодии из передачи "В гостях у сказки", которую наше поколение помнит с детства, – рассказывает Марина Шилкина. – И первая сказка, которую, кстати, мы показали на концерте ко Дню учителя, называлась "Репка на новый лад". Зрители нас приняли очень тепло. У нас не просто "Колобок", не просто "Репка". Для постановок мы выбираем стихотворные сказки. Честно говоря, изначально мы и не думали даже, что так быстро сумеем подготовиться и начнём выступать. А потом решили: почему бы и нет?!
Кукольный театр делает школьную жизнь интереснее. Есть у него и другие плюсы. Например, он развивает речь. К чему скрывать?! Большинство современных детей говорит плохо: "проглатывает" звуки, речь развита слабо. С учениками приходится много работать над дикцией. В этом помогают скороговорки, считалки. Конечно, дети учатся актёрскому мастерству, стараются передавать голосом, интонациями характер своих героев. Другая положительная – так сказать, невидимая – сторона театра помогает научиться слаженно работать в команде, ответственно относиться к делу. Ведь, если один ученик не до конца выучит роль, то он подведёт своих товарищей, и спектакль попросту "рассыплется".
В общем, курс школьного кружка не ставит перед собой высоких целей изучения приёмов и методов театрального искусства, но способствует развитию личностных качеств и духовного мира ученика в целом.
Каждый ребёнок талантлив!
Так получается, что театр – один, а цели школьники и педагог ставят разные. Для детей важнее всего, чтобы спектакль понравился зрителям. А для учителя главное – чтобы дети перестали бояться выступать на публике.
– Почему мы начали именно с кукольного театра, а не с обычного? Потому что умению держать себя детям ещё нужно научиться, – отмечает Марина Владимировна. – Пока у них есть возможность "спрятаться" за куклами. Да, девочки и мальчики выступают, но зритель не видит их самих. На сцене – только кукла, и для маленького артиста это не так страшно, как в том случае, если внимание направлено на него самого.
Впрочем, дети – все разные, но каждый ребёнок по-своему талантлив. В этом педагог уверена "на все сто", и её убеждённость имеет под собой "твёрдую почву". Когда только ещё приступали к работе над первым кукольным спектаклем, выяснилось, что среди учеников есть хороший декоратор, есть тот, кто "чувствует" музыку, понимает какую песенку лучше поставить в том или ином эпизоде, есть отличные актёры…. Кто-то выразительно читает слова автора – и это не приходится делать руководителю. В каждом ребёнке потихоньку развивается то самое "зерно таланта", которое было в нём заложено с рождения.
Всё получится!
– В классе – девять человек. В театре задействованы все! Если у кого-то маленькая роль в этот раз, значит, в следующий будет побольше. Есть у нас и взаимозаменяемость – на случай, если кто-то заболеет или по другой причине не сможет участвовать в спектакле, – продолжает свой рассказ моя собеседница. – Когда начинаем работу над новой постановкой, сначала читаем, читаем, читаем по ролям... И только потом берём в руки кукол.
Ученики разбирают с учительского стола своих персонажей, прячутся за импровизированной сценой, и начинается сказка про репку – старая и добрая и, в то же время, новая и забавная. Я с удовольствием посмотрела представление, а по его завершении наградила самодеятельных артистов громкими аплодисментами.
– Мы мечтаем когда-нибудь съездить в настоящий театр, чтобы дети прочувствовали "погружение в сказку", особую атмосферу, – под конец нашей беседы поделилась планами Марина Шилкина. – Это будет и приятно, и полезно. А с нашими собственными кукольными спектаклями планируем выступать и дальше. Например, с удовольствием поучаствуем в концерте ко Дню матери. А потом, быть может, дойдёт дело и до районных мероприятий! Мы стараемся, мы работаем над собой, мы "растём"! И у нас всё получится!