Супруги Рябовы вместе – уже почти семь десятков лет. Начало своей семье они положили ещё в юном возрасте.
– Николай подошёл на улице ко мне – молоденькой девчонке (и шестнадцати лет ещё не было), – рассказывает Мария Ивановна. – Красивый такой! А я стеснялась, слово сказать боялась… Постоял он со мной тогда да пошёл своей дорогой. А перед Армией он решил привести в дом хозяйку и засватал меня. На Казанскую сыграли свадьбу, муж поселил меня в доме своего отца и на три долгих года ушёл отдавать долг Родине. Служил в войсках связи.
Николая в детстве судьба не баловала. Когда ему было два года, у него умерла мать. Он остался с отцом и старшими братьями. Из родных Борков семья переехала под Ростов. И тут началась война! Страху натерпелись люди! Бомбёжки, обстрелы…
– Пороху я "понюхал"… Шесть лет было мне. Помню, как, заслышав звук мотора приближающегося самолёта, мы падали на землю, а потом бежали в окопы… – вспоминает Николай Васильевич. – И сейчас даже страшно рассказывать. Часто те, кто замешкался и не успел быстро лечь, падали уже убитыми.
Отец Николая принял решение вернуться в Горьковскую область. Дорога семьи наших земляков к родному селу оказалась долгой – добираться пришлось целый месяц.
Николай Васильевич трудовую деятельность начал рано – в 14 лет. А Мария – когда была на год старше. Учиться в школе ей не нравилось, зато манила работа в колхозе – в 15 лет она уже жала рожь с женщинами. Когда Николай был в армии, Мария Ивановна ходила с односельчанами на сенокос.
– Точить косу не умела, отставала… А работать надо – "палочки" (трудодни) зарабатывать, – говорит она. – На сенокос выходило по двести "с лишним" человек. К нам приезжал из районного центра Леонид Николаевич Тютиков – такой хороший человек был! И все трудились, а ещё варили щи да кашу с маслом. И отдыхали тоже весело, дружно. Я так плясать любила – без меня ни одна гармонь не обходилась. А петь до сих пор люблю.
Брат Николая был военным. Приехал он в родное село, пожалел молодых и вызвал Колю с места службы домой. Молодые сходили в Бутаково расписались, повенчались. Один за другим пошли дети – Александр, Ирина, Татьяна, Наталья и Алексей. Так что Мария Ивановна имеет статус матери-героини!
– Наша деревня лучше всех была! – восклицает она. – Одно плохо – живём в отдалении от большой дороги. Поэтому здесь всё и пропало.
Но во время молодости супругов Рябовых жизнь в Борках "кипела". Многие работали в Боркинском колхозе. Мария Ивановна стала дояркой и на этом поприще трудилась 20 лет. Была в передовых – руками за раз надаивала по две-три фляги молока. Николай Васильевич после армии плотничал, а потом устроился в колхоз водителем. Руки у него золотые, как говорят. Сам построил дом (да не один – в последнем они живут сейчас). Рябовы тяжёлого труда не боялись – всегда держали на подворье коров, свиней, овец, уток, кур… Но то время осталось в прошлом, они уже давно пребывают на заслуженном отдыхе. И там, где раньше гуляла домашняя птица, теперь радуют взгляд пышные цветники.
– Детей вырастили. У нас десять внуков и 14 правнуков, – продолжает мысль супруги Николай Васильевич.
– С нами живёт дочь Татьяна, остальные нас навещают, на праздники собираемся за большим столом, песни поём! – подхватывает Мария Ивановна. – Таня нам пироги печёт… Вчера "жаворонки" были, постные. Такая молодец она! Да у нас все дети хорошие.
Кто уехал из Борков, кто остался… Спрашиваю, читают ли здесь "Нашу жизнь". Отвечают, что всегда выписывали, а теперь почта то разносит газету, то – нет… Впору отказываться от таких "услуг". А ведь хочется быть в курсе событий, которыми живёт наш округ!
Мария Ивановна вспоминает, что когда они с Николаем Васильевичем поженились, колец у них не было, зато у родителей нашёлся серебряный рубль, из которого умелец в Починках выплавил обручальные кольца. Но как-то во время купания Николай отдал кольцо жене, которая оставалась на берегу. А она не вытерпела да тоже прыгнула в воду, и кольцо утонуло.
– Говорят, это плохая примета, а вот гляди ж ты, всю жизнь вместе, – усмехается моя собеседница. – Живём!
Как шутят Рябовы, они настолько уставали на работе, что дома было не до ссор. А добросовестно трудились они всю жизнь: Николай Васильевич – 46 лет, Мария Ивановна – 40. Дела и заботы не отдаляли супругов друг от друга, а наоборот, сближали, объединяли. А ещё, наверное, жизнь так устроена, что дело не в приметах, не в богатстве или бедности и даже не в труде, а в искренних чувствах и трепетном отношении друг к другу.