Учительство в большинстве своём – не профессия, а призвание. На этой стезе с самого начала остаются те, кто умеет слушать и слышать не только себя, но и своих коллег и, самое главное, – детей. На ней остаются те, кто готов не только учить, отдавая свои знания, но и сам готов всю жизнь учиться, совершенствоваться, принимать в свою жизнь всё новое и интересное.
Как становятся учителями, выбирая непростую и благородную профессию? Директор Курихинской основной школы Антонина Шмырова говорит, что для неё примером отношения к работе стала учитель и тётя Мария Ивановна Базова. Она была частым гостем в родительском доме. После школы Антонина решила поступать в Арзамасский педагогический институт. Поскольку душа всегда лежала к земле, к окружающему миру, она выбрала для себя химию и биологию. Был момент, когда девушка хотела остаться в городе. Но часто получается так, что наша жизнь круто меняет направление благодаря случаю. Хотя случайно ли все непредвиденное в жизни? Когда, как говорят, всё решено ещё от рождения. Но эти слова больше подходят для фаталистов.
Антонина Васильевна – из другой породы людей. Деятельных, быстрых, активных! Но судьба! Её не обойдёшь, не объедешь! Здесь жизнь кардинально поменяла чужая свадьба. Прямо, как в песне. Антонина пошла на торжество к коллеге и познакомилась с будущим мужем. Весёлый, открытый для мира и для людей, Алексей сразу запал в сердце. Свадьба стала закономерным итогом этого праздничного знакомства. Для молодожёнов выделили квартиру, вернее, бывшее помещение медпункта. Теперь в этом доме постоянно что-то строилось, переделывалось, прирастало подворьем, большим огородом. На подворье, всё как у всех деревенских, – корова, телята, поросята, куры, а ещё овцы в большом загоне по соседству. В деревне без этого нельзя, и вся живность требует постоянного ухода и крестьянского труда. Без скидок на учительскую работу. Антонина Васильевна не только учитель, но и директор школы.
В этой должности она уже 16 лет, в педагогике она с 1989 года. Когда вступила в должность, в родной школе садились за парты сто учеников. Даже не верится, что когда-то такое было! Сейчас их всего 35. Мало, но что поделаешь, такая ситуация сейчас во многих деревенских школах. Труд руководителя кардинально отличается от работы учителя и по объёму, и информативно. Скидка может быть только на то, что школа – малокомплектная, деревенская. Здесь есть свои плюсы ещё и потому, что дети все на виду, буквально, как на ладони. Педагоги знают их мысли и чаяния. Возможностей спрятаться за другими, не учить уроки, когда в каждом классе всего по несколько человек, тоже не возникает.
На вопрос о том, в чём секрет хороших результатов труда педагогов, Антонина Васильевна отвечает, что во взаимоуважении, доброжелательном отношении, который при малом количестве учеников постепенно перетекает в индивидуальный подход. А ещё школа старается привить детям трудолюбие, в учёбе, в жизни, После окончания школы это золотое человеческое качество ой, как пригодится! Обязательно для небольшого педагогического коллектива (всего в школе работают десять учителей) сотрудничество с родителями. Понятно, что они, как и дети, все разные. Но, самое главное, они охотно идут на контакт со школой, и потому не возникает диссонанса в воспитании.
Антонина Шмырова и своих трёх девчонок заставляла не только хорошо учиться, но и приучала к деревенскому труду. Как мама и как учитель Антонина Васильевна уверена, что учёба, хорошее образование и желание работать делают жизнь правильной и устойчивой в непростом современном мире. Важно было научить девочек "видеть" работу по дому и делать её с охотой. Выросли они настоящими мамиными помощницами. Муж Алексей добавляет, что супруга часто "приносит" свою работу домой. Школьные заботы не отпускают и после рабочего дня. Сам же он охотно делает по дому любую работу, хотя говорит, что дом и огород – это больше дело женское. Он больше всего любит возиться с техникой. Однако, Антонине Васильевне так помогает его поварской талант! Ведь приходится задерживаться на работе, уезжать на различные курсы или в райцентр по делам. Дочки оставались на папином попечении. И теперь, когда старшая дочь давно живёт отдельно в городе, а младшие поступили в СарФТИ, Алексей часто балует домашних вкуснятиной своего приготовления!
Они истинно деревенские. И по духу, по любви к малой родине, желанию жить на этой земле и делать по мере сил для неё хорошее. Смолоду остались здесь и навсегда. Дом на Мелькине обустроен с талантом и любовью. Дом, в котором тебя всегда ждут, любят, поддерживают и принимают тебя такой, какая ты есть. В округе знакомо каждое деревце, каждый кустик. А душа не устаёт замечать окружающую красоту. И неважно, яблоня ли это, заглядывающая в окна своими ветвями, плотина, с которой открывается потрясающий вид на окрестности, или старые сосны, одевшиеся в иней зимним днём. Родина всегда в сердце. А это значит, что в жизни есть гармония, и это самое главное.
Понятно, что забот во "внешнем мире" много. Доставил хлопот коронавирус. Но маленькая школа выдержала все испытания. И сейчас она живёт в русле требований дня. Есть мечты о ремонте, о более скоростном Интернете. Всё это – заботы будущих дней, а, значит, жизнь продолжается! Спрашиваю Антонину Васильевну о том, какие они, учительские дороги, для неё, для коллег? Не было ли желания сменить работу или уехать? Она говорит, что где бы ни жил человек, нигде не бывает простых путей. На работе каждый день приносит разные заботы. Но больше, конечно, хорошего, того, что приносит радость. А трудности, если их не бояться, можно преодолеть. Главное, чтобы окружающие тебя поддерживали и помогали во всех делах и начинаниях.
А пока она желает и родителям, и ученикам трудолюбия, желания познавать мир, учиться, расти. И, если жизнь позовёт их в другие края, то не забывать отчий дом. Потому что здесь, в родных краях, то, что важнее всего на свете, – твои истоки.